Федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Адыгея"
Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации
385018, г. Майкоп, ул. Курганная 708 "Б", здание 1. тел.: 8(8772) 55-11-36
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Ссылки
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

История развития медико-социальной службы в России

История развития в России медико-социальной службы в её современном виде началась с ХХ века. Первые специальные медицинские экспертные учреждения или консультационные бюро врачей начали организовываться с 1908 года.

После Октябрьской революции продолжилась разработка основных вопросов экспертизы инвалидности. В 1918 создаются бюро врачебной экспертизы (БВЭ) при страховых кассах. В принятом 6 июля 1928 г. "Положении о врачебно-экспертных комиссиях" был определен круг задач, решаемых комиссиями: установление наличия инвалидности, степени, характера и причины инвалидности, определение способов восстановления трудоспособности путем долечивания, переобучения, установления необходимости протезирования инвалидов, связи инвалидности с получением инвалидами трудового увечья и профессионального заболевания.

Для организации научно-методической работы, с целью развития врачебно-трудовой экспертизы, в 1931-32гг. создаются: Центральный институт экспертизы трудоспособности и трудоустройства инвалидов в г. Москве (ЦИЭТИН), Ленинградский институт труда инвалидов (ЛИТИН) и Ленинградский Научно-исследовательский институт врачебно-трудовой экспертизы (НИВТЭ). Затем в 1932-1934 гг. создаются научно-исследовательские институты экспертизы трудоспособности в городах Свердловск, Харьков, Иванов, Горький, открываются филиалы ЦИЭТИНа в Ростове-на-Дону. Основным направлением научной деятельности созданных институтов было решение проблем экспертизы трудоспособности и социально-трудовой реабилитации инвалидов.

В 1932 году была введена новая классификация инвалидности, в основу которой был положен принцип определения трудоспособности с учетом медицинского и социального факторов. Были введены три группы инвалидности с регламентированием критериев по каждой группе с учетом профессиональной деятельности освидетельствуемого.

В 1933г. врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК) были переданы в ведение Всесоюзного Центрального Совета профсоюзов (ВЦСПС), а в 1937г. - в Министерство социального обеспечения РСФСР, в ведении которого находились вплоть до 1991г.

В принятом в 1948г. новом "Положении о врачебно-трудовых экспертных комиссиях", был расширен круг задач, стоящих перед ВТЭК, в части профилактической и реабилитационной направленности. ВТЭК предписывалось: содействовать восстановлению трудоспособности инвалидов (восстановительное лечение, протезирование, профессиональное обучение, переквалификация); определять для инвалидов условия и виды труда, доступные по состоянию здоровья и в связи с физическим дефектом (перевод на другую работу, освобождение от сверхурочных работ и от работы в ночных сменах); проводить изучение условий труда инвалидов непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также выявлять виды работ и профессий, доступных инвалидам.

На основании результатов научных исследований и обобщения опыта работы в области врачебно-трудовой экспертизы и трудового устройства инвалидов. В 1954г. была принята Инструкция по определению групп инвалидности, утвержденная Министерством здравоохранения СССР и ВЦСПС. В этом документе сохранилась принятая ранее классификация инвалидности, но в критерии определяющие группу инвалидности были внесены серьёзные изменения. При определении степени утраты трудоспособности учитывались характер и степень нарушения функций, течение заболевания, восстановительные возможности организма, профессия и условия труда больных. В принятой Инструкции предполагалась возможность определения трудовых рекомендаций инвалидам I и II группы, в специально созданных или индивидуально организованных условиях.

В 1955г. были созданы специализированные ВТЭК, организованы ВТЭК следующего уровня (республиканские, краевые, областные), на которые были возложены функции контроля, консультационной деятельности и методическое руководство. Руководство и контроль над работой ВТЭК осуществлялись региональными отделами социального обеспечения.

В 1956 г. были приняты новые редакции документов: "Положение о ВТЭК", "Инструкция по определению групп инвалидности", "Перечень заболеваний и дефектов, при которых группа инвалидности устанавливается ВТЭК без срока переосвидетельствования", утверждена "Инструкция по определению медицинских показаний на получение инвалидами автомобилей с ручным управлением и мотоколясок".

После принятия федерального закона № 181 от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской федерации" началось реформирование врачебно-трудовой экспертизы в медико-социальную службу. В это же время создается новая концепция инвалидности, согласно которой в критерии для установления инвалидности добавлены критерии ограничения жизнедеятельности и социальной недостаточности. Вводится новое определение понятия "инвалид", дано понятие "реабилитация инвалидов" и "индивидуальная программа реабилитации инвалида".

С 1996 г. врачебно-трудовые экспертные комиссии были упразднены и их функции переданы учреждениям медико-социальной экспертизы в системе Министерства социальной защиты населения РФ.

Новым этапом в дальнейшем развитии службы медико-социальной экспертизы стало вступление в силу Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. N 1646-р «О создании подведомственных Росздраву федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы - главных бюро медико-социальной экспертизы, имеющих филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах (районах)», Постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. № 805 "О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы", на основании которых было создано Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Адыгея (Адыгея)». Затем в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 г. № 98-р Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Адыгея (Адыгея)» было передано в ведение Федерального медико-биологического агентства.

Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы  по Республике Адыгея (Адыгея)» создано Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. № 2194-р путем изменения типа существующего Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Адыгея (Адыгея)». Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации  от 25.09.2012 г. № 228 Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Адыгея (Адыгея)» перешло в подведомственность Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и преобразовалось в  Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Адыгея (Адыгея)» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

 

 

54.145.117.60